Опубликовано: 24.07.2019

         Детские инфекционные заболевания всегда приходят неожиданно, поэтому инфекционисты считают важным формирование инфекционной настороженности в повседневной практике участкового врача. Задача – формирование компетентной преемственности и междисциплинарного подхода в лечении детей. С этой целью Детская инфекционная клиническая больница разработала в этом году цикл встреч с педиатрами города.

Мы задались целью наладить диалог с участковыми врачами, чаще контактировать, обсуждать общие вопросы и работать в конструктивной преемственности,  — говорит главный врач ДИКБ Владимир БОГДАШИН.

         И диалог, похоже, получается, врачи детской инфекционной только в первой городской поликлинике выступают уже в третий раз и детально говорят с коллегами о детских инфекциях.

— Мы постоянно на связи с врачами единственной в республике детской инфекционной больницы, и очень благодарны коллегам за помощь. , Постоянное общение дает возможность держать руку на пульсе, поскольку все наши дети с инфекционными заболеваниями проходят через стационар и возвращаются с выздоровлением к нам же, — говорит заместитель главного врача по детству поликлиники №1 Оксана ЛУГИНОВА, — и мы намерены продолжать наше общение.

         Вот так на деле и осуществляется преемственность в педиатрии.

Сегодня врач-инфекционист, заведующая отделением бактериально-диагностических инфекций Детской инфекционной клинической больницы Жанна КОЖУХОВА говорит о менингококковой инфекции.

—  В последнее время отмечается увеличение популяции менингококка, обусловленное ростом штаммов редких серогрупп (W и Y), чаще
W135, — говорит Жанна Витальевна, обращаясь к коллегам. — Идет смена возбудителя. Чем опасен этот возбудитель?  Он вызывает атипичную клинику менингококковой инфекции. Он будет протекать под масками ОРВИ,  кишечной инфекции и через два-три дня даст состояние, когда ребенка можно уже не спасти. Чем вызван вопрос менингококковой инфекции? Мы входим в этап повышения менингококковой  инфекции, и должны все о ней знать, тем более, что смертность от менингококковой инфекции стоит на втором месте, и штамм W135 дает самую высокую летальность. Почему? Потому что атипично протекает, и мы его можем не распознать. Особенно хочу обратить ваше внимание на детей раннего возраста характерные симптомы вы у них практически не найдете.

Ключевое слово в выступлении детского инфекциониста сегодня – настороженность, настороженность в посведневной практике участкового педиатра. Менингококковая инфекция опасна тем, что может протекать в  молниеносной форме, когда летальность может наступить в течение нескольких часов. Также она опасна тем, что распространена среди наиболее уязвимой группы —  детей и подростков.  

Жанна Витальевна говорит о заболевании на конкретных примерах из практики, о том, как развивается и протекает заболевание у ее маленьких пациентов, чем опасен возбудитель менингококка, что должно насторожить участкового врача при вызове к ребенку, где и как может произойти заражение, о вакцинации. Ее слушатели по ходу выступления  живо реагируют, берут на заметку, задают вопросы, в общем, говорят педиатры на одном языке.

         После лекции я задала лектору несколько вопросов.

  • Жанна Витальевна, сегодня вы говорите о менингококковой инфекции, чем вызвана тематика разговора я поняла. Ваша цель как врача-инфекциониста?
  • Мы напоминаем участковым врачам клинику заболевания, чтобы они не ошибались при выявлении клинических проявлений болезни, чтобы она у них была на слуху. Тогда и госпитализация будет своевременной и оказание помощи. Чаще ребенок попадает к нам по скорой, но участковый должен знать эту тематику и быть настороженным. И потом после лечения у нас ребенок попадает на участок, наблюдается участковым педиатром, неврологом и другими специалистами поликлиники, находится на диспансерном учете.
  • Менингококк — тяжелый диагноз?
  • Да, это страшный диагноз. Острое внезапное начало, высокая температура, расстройство сна, вялость, раздражительность, головная боль, все это может быть одновременно или по отдельности. Ребенку становится резко плохо, и к нему вызывают скорую, чаще это происходит ночью или рано утром, скорая привозит к нам. Участковый должен знать эту тематику, предполагать, что может быть. Быть настороже: не стоит ли его уже направить на госпитализацию? После лечения у нас в стационаре ребенок снова направляется на участок, наблюдается педиатром, неврологом и другими специалистами до полного выздоровления. Даже если он здоров, в течение двух лет ребенок будет находиться на диспансерном учете.

Доктор обращает внимание коллег на то, что и после выписки из стационара чрезвычайно важно соблюдать преемственность между стационарным и амбулаторным лечением.

  • Как быстро передается инфекция?
  • Инфекция может передаваться в течение нескольких часов: здоровый ребенок кашлянул, попил воды из бутылки больного ребенка и в результате подхватил инфекцию. Именно тесные контакты с больным могут вызвать это заболевание. Бывает так: у ребенка появился кашель, незначительно повысилась температура тела, он стал беспокойным, идет к врачу, педиатр ничего не находит, а через два дня у ребенка появляется высокая температура, появляется гемморагическая сыпь, давление падает, и ребенка можно уже не спасти. Страшно молниеносное течение болезни, утром ребенок заболел, а через несколько часов умер… Об этом надо помнить.
  • Кто в группе риска?
  • В группе риска дети до года, а также дети во вновь формирующихся группах: в детских садах, учреждениях профессионального и высшего образования, во время призыва в армию, после каникул в школах. Это медицинские работники, воспитанники детских домов, интернатов, лица, проживающие в общежитиях, дети до 10 лет, подростки 12-13 лет, студенты, призывники.

Я поинтересовалась у участников проекта, удается ли и как получается на практике соблюдать преемственность в лечении детей.

—  Цель у нас одна, — говорят педиатры. — Нам необходимо такое общение. Детальное обсуждение общих вопросов, совместный анализ проводимой работы, консультации по сложным вопросам, помогают нам качественнее оказывать медицинскую помощь детям, решать проблемы, возникающие в процессе работы.

Зоя ИГНАТЬЕВА