Содержание:
МОСКВА, 19 фев — РИА Новости. Его песни — это история целой эпохи, яркой, полной надежд. Сегодня, когда ему исполняется 80, голос и мелодии Юрия Антонова по-прежнему звучат саундтреком к нашей коллективной памяти. Этот музыкант — словно архитектор эмоций, чьи аккорды сплели культурный код миллионов.
От балалаек до битлов: как провинциальный мальчик переизобрел поп-музыку
Он родился 19 февраля 1945-го в Ташкенте, в семье военнослужащего. Его отец после Великой Отечественной служил в Берлине, затем перевели в Белоруссию. Там Юра окончил музыкальную школу в городе Молодечно. Уже тогда он уловил джазовый ритм, которого не слышал никто вокруг.
«Мы имитировали саксофоны на балалайках — это был наш манифест», — вспоминал артист.
К 14 годам он дирижировал хором железнодорожников, а к 20 — создал эстрадный оркестр, где народные инструменты заговорили на языке рок-н-ролла. Это был бунт. Тихий, мелодичный, но бунт. Позже, в «Поющих гитарах», он напишет «Аэропорт» — песню, которая станет гимном всех, кто мечтает улететь из серости.
«Аракс», аншлаги и запрещенный альбом: как Антонов стал советским Миком Джаггером
1980-е. СССР, застывший в идеологических тисках, — и записи «Аракса». «Зеркало», «Крыша дома твоего» — эти треки звучали из каждого окна, как «Satisfaction» в Штатах 60-х. Антонов, сотрудничая с рок-группой, создал звук, который партийные чиновники назвали «опасным», а народ признал своим.
Его первый альбом вышел в Югославии — и это был жест отчаяния. «Меня не пускали на ТВ, но зал в Ленинграде рукоплескал 28 раз за две недели», — рассказывал он. Антонов же просто играл вживую, без фонограмм.
Саундтрек к жизни: от «Снегирей» до мюзиклов с кузнечиком
Его талант не вписывался в рамки. Он писал для Лещенко, сочинял для мультфильмов (например, про кузнечика Кузю), а еще Антонов — автор «Снегирей», пронзительной песни о войне. «Музыка должна трогать даже детей и стариков», — говорил артист.
Его пластинки-сказки с Пляцковским стали культовыми для поколения, выросшего на виниле.
Кошки, «Спартак» и 100 миллионов пластинок: тайная жизнь иконы
За сценой Антонов — парадокс. Несколько браков, дом, напоминающий зоопарк: кошки, павлины, цесарки. «Они моя семья», — объясняет он. Его коллекция ретроавто — еще одна страсть, как и любовь к «Спартаку».
Но главное — десятки миллионов проданных пластинок, музыка к кинофильмам, около 400 песен. Цифры, ставящие его рядом с Queen и Элвисом.
В 80 лет он все еще выступает (хотя редко), думает о мюзикле по своим хитам, записывает треки с Лепсом («Любимая» — о том, что возраст не властен над талантом).
«Музыка — мой кислород», — подчеркивает Антонов. И пока звучит его «Крыша дома твоего», разные поколения будут находить под ней уют.